Кипр. Часть 2

Вторая часть двухнедельного велопохода по Кипру в ноябре 2016 года.

День 5

Как я писал в 1-й части отчета, утро "порадовало" нас низкой температурой - всего +3°C. Поэтому завтракали и собирались быстро.

Только отъехали от места ночевки, как тут же начался серьезный подъем по дороге из сыпучей породы. Тут я который раз не позавидовал Мише, у которого был циклокроссовый велосипед с компактной (2 скорсоти) системой и соответствующей назначению кассетой.

Кипр 2016

Забираться на расчете 36-28 (могу ошибаться, но примерно так), да еще и по сыпухе - нелегкое дело. Но Миша, вопреки сложностям, в который раз показал отличную подготовку.

Пара-тройка километров, 200+ метров набора высоты, и мы наверху.

Едем грунтами дальше. В какой-то момент отстают Сергей с Аней. Останавливаемся на перекрестке в ожидании. Мимо бодро проезжает, не смотря на дорогу отвратительного качества, пожарная машина!

Дима идет пешком посмотреть, что там у ребят случилось. Ждем, никого нет. Иду я посмотреть... Один поворот, второй... Навстречу идет Дима, говоря, что все исправили. Оказалось, у Сергея лопнул болт крепления багажника. Из того, что было под рукой, собрали такую конструкцию.

Кипр 2016

Едем дальше. Вскоре въезжаем в центр поселка Агиос Иоаннис. Здесь несколькими днями ранее проводили фестиваль виноделия. Осматриваем древние конструкции.

На этой же площади в центре поселка нашли дерево со спелыми гранатами.

Гранаты созрели, полопались. Очень вкусные.

Кипр 2016

Едем дальше. Иногда продолжительный спуск переходит в короткий подъем, и снова вниз - к морю. Отличные виды на горы. Видно, что всё доступное пространство используется в сельском хозяйстве. Горы вдоль и поперек пересечены дорогами для техники.

Деревня Саламиоу.

По пути встречается заброшенные на вид сады с миндалём между поселками Келокедара и Ставроконоу. Делаем остановку на полчаса или больше. "Чтобы было чем на пляже заниматься" - говорит Дмитрий Викторович. На место ночевки мы попадем в обед, времени будет много.

В итоге набил задние карманы баула добрым килограммом косточек миндаля. Плоды миндаля, кстати, похожи на дикие абрикосы (жердели), только без мякоти. Кожура высыхает и лопается, часто на дереве остается висеть только сама семечка. Теперь опыт в выборе правильных семян у нас есть - почти все они потом окажутся съедобными.

Асфальт, спуски, дамба Аспрокреммос на пересыхающей реке Ксеропотамос... В общем, выезжаем на оживленное шоссе A6 (Лимассол - Пафос). Вскоре по пути встречается супермаркет, где мы делаем покупки на обед, ужин и завтрак.

Только отъезжаем от супермаркета, как видим грейпфрутовый сад. Плоды выглядят недозрелыми, желтыми, но я беру штуки 3. Вдруг окажутся вкусными. Как потом оказалось - не прогадал: они быль очень сочными и вкусными. Чуть менее сладкие и кислые по сравнению с теми, что продаются у нас.

Выезжаем на берег, проходим вдоль моря к замечательной площадке на краю небольшого обрыва, защищающего нас от волн. Ставим палатки и готовимся к обеду. Мимо нас проносится взлетающий из Аэропорта Пафос самолет российской компании S7.

Кипр 2016

Конец взлетной полосы выходит прямо на берег.

Ветрогенераторы на горизонте.

После установки палаток полезли купаться. Меня предупредили, что каменистое дной покрыто ракушками и водорослями, об него легко поцарапаться, так что лучше купаться в обуви. У меня кроме двух пар кроссовок ничего не оказалось, поэтому, после душевных терзаний, я полез-таки в воду. Вылезать из воды пришлось на четвереньках, поцарапал руки и ноги. Солёная вода Средиземного моря способствовала заживлению, но несколько дней пришлось помучиться.

После купания и обеда извлечение семян миндаля из косточек приняло массовый характер.

Палатки.

Костя сообщил, что вот прям здесь, где стоят наши палатки, проходит Европейский пешеходный маршрут E4. Это путь длинною от 9000 до 12 000 км через всю Европу: Гибралтар - Испания - Франция - Швейцария - Германия - Австрия - Венгрия - Румыния - Болгария - Греция - Кипр (Ларнака)

Снова солнце садится в море. Вспомнилось...

Довольно только передвинуть стул на несколько шагов.
И ты снова и снова смотришь на закатное небо, стоит только захотеть...

Маленький принц (Антуан де Сент-Экзюпери)

Кипр 2016

Долго сидели у костра, ждали восход луны, которая встретила нас на Кипре 5 дней назад полнолунием.

Трек: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=jrdwyoaqmpsaovdn

Расстояние: 44 км, набор высоты 550 метров.

День 6

Утро, завтрак, взлетающие самолеты...

Двигаемся по маршруту вдоль моря. Под колесами противная сыпуха из крупных камней. Радует, что вскоре выезжаем на асфальт, проезжая мимо роскошных отелей Пафоса.

Вскоре мы на главной набережной города.

Кипр 2016

Короткая остановка, посещение лавок с сувенирами, и едем дальше. В конце набережной нас ждет средневековый Пафосский замок. Вход платный, поэтому мы воздерживаемся от посещения.

Гавань Пафоса заполнена рыбацкими лодками.

После посещения гавани, двигаемся через город к супермаркету. Заезжаем посмотреть на православный собор, который на фоне низкорослой городской застройки выглядит просто огромным.

Кипр 2016

Едем дальше по оживленному шоссе. Останавливаемся на берегу моря. Замечательный, хоть и немного грязный пляж. Купаемся, обедаем.

Из-за плотного трафика, с трудом перехожу дорогу на противоположную сторону - меня заинтересовала банановая плантация. Вокруг никого нет, и я решаюсь попробовать маленькие зеленые плоды, которые гроздьями висят на деревьях. Почти все они упакованы в пакеты, с какой целью - не ясно. С трудом отрываю пару маленьких бананов и иду показать остальным. Оказывается, что они терпкие и не вкусные. Надо было попробовать из пакета, может там были покрупнее :)

Едем дальше. Банановые плантации кругом.

Кипр 2016

Асфальт заканчивается, начинаются грунты. Останавливаемся наверху живописного обрыва...

с которого открывается вид на лазурную бухту. Возможно, это было одно из тех редких мест, где мне действительно понадобилась бы плавательная маска. Но на купание у нас нет времени, впереди еще много интересного.

Проезжаем по грунтовой дороге еще немного. Руководитель показывает вход в ущелье, после чего мы идем к месту ночевки, где оставляем велосипеды. Пока не стемнело нужно посетить загадочное ущелье.

Идем по каким-то заброшенным и засохшим садам. Скучно, я не понимаю, что тут может быть интересного. Жарко, сухо. Сразу пожалел, что не переобулся в обычные кроссовки.

Кипр 2016

Дорога проходит мимо парковки, на которой есть источник воды и туалет. Идем дальше мимо шлагбаума. Дорога переходит в тропу, становится интересней.

Еще немного и истинная красота ущелья Авакас предстает перед нами. Слова заканчиваются...

Дальше идти всё сложнее, особенно в велосипедной обуви да по мокрым камням. Увидев каменистую осыпь, решаем возвращаться. Миша, Люда и Костя зашли чуть дальше, но интересного ничего не встретили.

Кипр 2016

Идем обратно, собирая по пути ветки для костра. Это не сложно - деревья пересушены жарким сухим климатом ущелья.

На месте нашей ночевки кто-то устроил сад камней.

Ужин, костёр, делимся впечатлениями, провожаем солнце, которое в очередной раз садится в море.

Трек: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=baoffoquzodrfesk

Расстояние: 32 км. Набор высоты незначительный, 200 метров.

День 7

Дежурство накладывает свой отпечаток на скорость сбора вещей. Собираюсь последним.

Фотография для отчетности рядом с указателем ущелья Авакас.

Кипр 2016

Лара бич - бухта, куда каждый год летом приплывают черепахи, чтобы отложить яйца.

Едем вдоль берега по каменистой грунтовке, пока не упираемся в указатель с предупреждающими знаками. Дальше расположено что-то вроде полигона, на котором могут содержаться взрывоопасные предметы. Сворачиваем вправо - в горы. Нам нужно преодолеть небольшой перевал высотой 200+ метров. Через горы идет грунтовая дорога, местами с сильным уклоном - пару раз приходилось вставать с седла, чтобы на скорости 1-1 не потерять равновесие при езде вверх.

Дожидаемся отстающих участников. Жара! Я в тени дерева доедаю последний грейпфрут, сорванный вчера. Мимо проезжает немолодая пара на двухподвесах. Вот бы мой сюда!

Грунтовые спуски к морю.

Местами съезжать очень трудно - крутой спуск с разбитой грунтовкой, присыпанный мелкой пылью толщиной до 10 см. Ехать страшновато - не знаешь, что таит под собой эта пыль. Проезжаем мимо какого-то поселения, хибары которого сделаны из подручных материалов.

Остановка на обед. Прячемся в низкорослом кустарнике от ветра с моря.

Кипр 2016

После обеда катим дальше. Дороги становятся всё оживленнее - квадроциклы, пешеходы.

Преодолеваем несколько небольших, но очень крутых подъемов, чередующихся спусками - наша дорога вырублена в скале. Внизу синее-синее море.

Прогуливающихся людей, часто преклонного возраста, всё больше. Видимо мы едем по какой-то известной туристической тропе.

Посещение достопримечательности Ванна Афродиты не вызвало никаких эмоций, кроме встретившихся туристов, на русском языке удивлявшихся большому количеству нас в шлемах. Сама ванна представляет собой небольшое углубление в скале - ничего интересного.

Кипр 2016

Двигаясь мимо пустующих отелей и пляжей, на которых редкие "пупсы" пытаются загорать вопреки сильному ветру с моря, мы въезжаем в Полис. Центр города показался довольно симпатичным - старенькие ухоженные здания из песчаника, мандариновые деревья, цветы.

После супермаркета едем на берег, к кемпингу. Кемпинг платный - 5 евро, но мы останавливаемся чуть в стороне - в эвкалиптовой роще. Рядом с нашим местом стоянки в глубине деревьев стояли две палатки. Мы побоялись подходить туда, хоть людей видно не было.

Купаемся. Я снова попробовал плавать в маске. Снова неудачно - волны, а на дне лишь камни.

Кипр 2016

Вечером с Мишей и Людой прошлись в Полис прогуляться. Побродили по темным улочкам, посмотрели цены в ресторанах с редкими посетителями. Все они выставляют свои меню в местах, доступных с улицы.

На обратном пути сорвали пару каких-то больших цитрусовых с низкорослого дерева рядом с какой-то организацией. В саду, который был на нашем пути в кемпинг, ребята нашли несколько деревьев со спелыми мандаринами.

Трек: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=xjxxnfaqzbsktboa

Расстояние: 42 км (30 км каменистой грунтовки). Набор высоты: 540 метров.

День 8.

Сегодня экватор нашего похода и запланированная днёвка. Проснулся раньше 8-ми утра, так как Костя начал палить костер и задымил нашу палатку. Пришлось вылезти и помочь с завтраком.

Не заметив никакой активности у палаток, спрятанных в кустах неподалеку, мы проверили что там. Оказалось, палатки покинуты. Из интересного нашли только надувную подушку, оставленную бывшими обитателями.

После завтрака мы пошли гулять в Полис на прогулку. Снова бродили по улицам, которые мне, после вечерней прогулки, показались уже знакомыми. В целом, Полис - классический городок греческой стороны Кипра. Никакой суеты, спешки. В 10 утра многие магазины и рестораны еще закрыты.

Ребятам нужно было зарядить смартфоны, и мы нашли кафе неподалеку от автостанции. Его хозяин натащил сюда гору разных вещей, которые ему казались хоть чем-то интересными. Кафе походило на нечто среднее между лавкой старьевщика и свалкой: кирки, лопаты, картины, куклы и детали интерьера, камни и куски деревьев...

Ребята поставили телефоны на зарядку, и мы заказали пиво и кофе. Местное пиво KEO в три раза дороже, чем в супермаркете, зато подавали его с кружками из морозилки. Теплое солнце и холодное пиво расслабляли. Хозяин заведения принес нам печенье к кофе и мандарины.

Кипр 2016

Потом снова гуляли по городу. Странно, но я почти ничего не фотографировал, т.к. не находил интересных кадров. Мне казалось в тот момент: еще успею пофоткать Кипр. А зря. Тихие улочки, ухоженные здания, цветы, цитрусовые, размеренная жизнь курортного городка в несезон. Все это останется в памяти навсегда.

По пути назад в лагерь зашли в пару супермаркетов. Во втором купили мороженое, и пока ели его, Костя и Дима снова заряжали телефоны.

После обеда я первым пошел купаться в душ кемпинга. Людей здесь почти не было, поэтому на нас некому было обращать внимание. Мне повезло с горячей водой. В душе кемпинга она, как и по всему Кипру, нагревается в специальных солнечных нагревателях, установленных на крышах. На всех домах можно заметить баки с водой и солнечные коллекторы. Наконец, спустя неделю, я качественно выкупался и помыл голову.

К ужину я купил какого-то местного ликера.

За беседами у костра время проходило незаметно. Замечу, что спать мы ложились около 8-ми часов вечера. Не потому что рано вставать, а потому что организм требовал отдыха и уже часов с 7-ми. Иногда приходилось даже заставлять себя высидеть еще полчасика до отбоя.

День 9

Отдых окончен, едем дальше.

Кипр 2016

Путь наш шел вдоль северного побережья Кипра по ровному, как стрела, шоссе. Никаких спусков и подъемов после выезда из Полиса. Держим бодрый темп - нам сегодня предстоит проехать немало. Делаем несколько остановок у моря. Тут стоит быть бдительным, так как в траве у дороги встречаются "кавунцы" - мелкие колючки, способные проколоть незащищенные камеры.

Начинается холмистая местность. Останавливаемся у какого-то кафе пополнить запасы воды.

Берега застроены небольшими симпатичными виллами, некоторые из них имеют даже бассейны. Людей мало, создается впечатление, что они сюда приезжают на отдых. Заметно, что жители заботятся о благоустройстве - все те же цветы и фруктовые деревья у дороги.

Кипр 2016

Вскоре нас ждет подъем. Дорога серпантином уходит в горы чтобы обогнуть часть "турецкой" территории (эксклав Коккина), чтобы потом опять вернуться к морю. Дмитрий Викторович еще внизу раздал указания: сколько километров ехать и где ждать тем, кто поедет вперед. Почти весь путь наверх еду в одиночестве, в своем темпе. Кто-то уехал вперед, кто-то едет медленнее. После кипрских подъемов я всерьез задумался о тренировках перед походом. Полтора месяца почти без велосипеда давали знать о себе при езде вверх.

За поворотом на вершине подъема виден знак, запрещающий фотографировать. Да, рядом граница и военные базы.

Фоткаю первую из них украдкой, из-за обрыва.

Кипр 2016

Потом еще раз сквозь деревья - мало ли...

Догоняю Сергея и Костю, которые ждут остальных. Здесь планировалась промежуточная остановка для отдыха. Фотографирую горы.

И разрушенное поселение, в котором все же кто-то живет...

разводит коз.

"Эхо войны".

Подъем продолжается. Еще несколько километров еду один. А вот и памятник на перевале. Дальше - спуск. Здесь меня ждут Люда и Костя. Отдыхаю, доедаю оставшиеся цитрусовые. Вскоре подтягиваются остальные, и мы продолжаем наш путь.

Кипр 2016

Теперь едем вниз. Такие же серпантины с крутыми поворотами. Ехать страшновато, хотя я чувствую, что тормозов хватает с головой, когда необходимо быстро сбросить скорость. Вспомнил и активно практиковал способ входа в поворот на скорости, когда велосипед сильно отклоняешь в сторону поворота, а туловище держишь почти ровно, встав с седла. Да, так повороты проходятся заметно уверенней. Потом мне выдадут пилюлю из-за непредсказуемости моих действий на спуске.

Проезжаем мимо нескольких военных баз разного размера. Заезжаем в Като Пиргос, где обедаем у местного православного собора.

Фото для отчетности. Дальше - "турецкая" территория.

Кипр 2016

Под "турецкой" территорией я подразумеваю Турецкую Республику Северного Кипра, или попросту Северный Кипр, населенный этническими турками. 42 года назад на эту часть острова высадился турецкий десант, что привело к разделению острова. Подробнее об этом ищите в интернете.

Мы миновали пограничный пункт и въехали на территорию "Зелёной линии" - буферной зоны ООН. Наши паспорта отсканировали, визы не ставили, так как мы сообщили о наших целях вернуться в Ларнаку. В Северном Кипре также левостороннее движение, о чем нам сообщили указатели (в Турции - правостороннее). По пути до турецкого пограничного пункта встретили базы ООН и разрушенные посёлки. На высотах окрестных гор были расположены уже турецкие базы.

Дальше снова был длинный подъем. Наверху набрали воды у местной жительницы. Она узнала Дмитрия Викторовича, который тут уже в 4-й раз, и сразу поняла, зачем мы остановились.

Спустившись с гор, мы остановились у первого местного супермаркета. Здесь принимают как турецкие лиры, так и евро. Цены незначительно ниже, чем на "греческой" стороне. Проехав еще немного, попали в городок Гемиконагы. Остановились докупить недостающие продукты. Становятся заметными отличия здешних жителей от основной части Кипра. Дороги грязнее, дома неопрятные, больше мусора на обочинах. Здесь шумно, бурлит жизнь.

Проехав городок, съезжаем к морю. Здесь, на пустыре среди низкорослых эвкалиптовых... кустов, неуютно. Рядом свалка, вода в море чистая, а вот каменистый пляж завален мусором. Но это единственное удобное место для ночевки. Дальше дорога уходит в сторону от моря, и остановится на ночевку будет негде. Поставил палатку. Сходил прогуляться по окрестностям.

Не смотря на шум проходившей рядом очень оживленной дороги, уснул быстро.

Трек: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=hjhnartuwcazqprx

Расстояние: 71 км. Набор высоты: 1200 метров. Асфальт.